Заплати экосбор и жди спокойно
Ср, 23 Декабрь 2020 | Тема: Вменяемый платеж за отходы
Полтора года обсуждения правительством и бизнесом совершенствования института расширенной ответственности производителей и импортеров за отходы товаров и упаковки (РОП) привели к тому, что уже с 2022 года компании будут вынуждены утилизировать их на 100%. Так как это невозможно, «совершенствование института» фактически свелось к обязательной оплате компаниями экосбора. Кто и как со стороны государства ответит за стопроцентную утилизацию, пока неясно, но в правительстве обещают полную цифровизацию и прозрачность системы, что позволит снизить платежи для населения.

Финальное обсуждение бизнесом и чиновниками проекта концепции совершенствования института РОП 21 декабря под руководством отраслевого вице-премьера Виктории Абрамченко привело к неожиданному повороту и отодвинуло на второй план все вопросы, ранее возникавшие у бизнеса к документу (см. "Ъ" от 14 декабря). С 2022 года для упаковки, доля которой в бытовых отходах составляет 30–50%, вводится требование стопроцентной утилизации. Исполнить РОП с 2022 года компаниям будет можно, лишь заключив прямой договор с утилизатором, переработав отходы на своих мощностях или заплатив экосбор.

Директор ассоциации «Промышленность за экологию» (РусПЭК, включает корпорации, ответственные за производство большей части товаров в упаковке,— PepsiCo, Coca Cola, Nestle, Tetra Pak и др.) Любовь Меланевская, отмечая, что это технически невозможно, прогнозирует: «Либо бизнес уйдет в легальную, установленную законом покупку актов утилизации, либо в уплату экосбора, стремясь при этом не допустить роста его ставки».

Там повторяют, что за четыре года существования РОП в отрасли никаких изменений к лучшему не произошло (ранее Минприроды признавало, что именно его нерасторопность в создании подзаконных актов и прозрачных правил игры тормозила все это время запуск механизма), а компании так и не смогли доказать эффективность своей деятельности по управлению отходами. Механизм не спасло и предложение бизнеса сделать ставку экосбора менее выгодной, чем самостоятельная реализация РОП.
Фото: Глеб Щелкунов
«Население фактически полностью оплачивает утилизацию отходов, предприятия не заинтересованы в использовании более экологичных материалов. Поэтому государством определяются новые правила, которые будут стимулировать утилизацию отходов»,— сообщила Виктория Абрамченко. Отметим, что эти правила игры правительство только намерено определить — вместе с концепцией, оформленной постановлением или распоряжением правительства, до 31 декабря будет определен список законопроектов и подзаконных актов.

«Серые зоны, которые позволяли уходить от ответственности за утилизацию», планируется ликвидировать оцифровкой всей отрасли, включая учет потоков выпуска товаров и упаковки, объемов их продаж, сбора, транспортировки и утилизации. «В ней (информационной системе.— "Ъ") будет реализован принцип перекрестной отчетности с введением реестра утилизаторов, фиксацией объема выпускаемой на рынок упаковки и товаров»,— прогнозирует госпожа Абрамченко.
Показать остальной текст статьи
Глобальный рынок полимеров

Старший аналитик Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Нина Адамова прогнозирует, что по итогам 2020 года глобальный спрос на основные виды крупнотоннажных пластиков снизится на 2%, до 341 млн т. Негативной динамики удастся избежать только сегменту полиэтилена. «Хотя, — отмечает эксперт, — во многих химических секторах с июня 2020 года наблюдается стремительное восстановление спроса». Правда, цены пока остаются относительно низкими, что является результатом перепроизводства и сниженной покупательной способности населения, которая отражается на потреблении конечных товаров.

В то же время, по мнению Нины Адамовой, емкость российского рынка крупнотоннажных пластиков, который в 2019 году достиг 6 млн т, покажет рост, несмотря на коронавирус. «Благодаря изменениям в сегменте полиолефинов российская индустрия крупнотоннажных пластиков в 2020 году впервые выйдет на положительные значения чистого экспорта», — говорит эксперт.

Полиэтилен

По данным Vygon Consulting, выпуск полиэтилена низкого давления (ПЭНД) в 2020 году вырастет более чем вдвое, до 1,8 млн т. За восемь месяцев российские компании произвели 1,2 млн т этого полимера. Большая часть ПЭНД в этот период ушла на экспорт (730 тыс. т). По итогам года ожидается, что поставки за рубеж подскочат в 7,6 раза.

Производство полиэтилена высокого давления (ПЭВД) за восемь месяцев 2020 года составило 451 тыс. т. По итогам года там ожидают роста выпуска этого продукта на 3,2%, до 677,2 тыс. т. При этом экспорт вырастет более существенно — на 20,3%, до 203,5 тыс. т, прогнозируют в Vygon Consulting.

В России производство полиэтилена по итогам 2020 года вырастет в 1,5 раза, считают в Газпромбанке. Чистый экспорт полиэтилена выйдет на положительные значения. Потенциал роста внутреннего и внешнего спроса на полиолефины российских производителей остается высоким, уверены эксперты.

По их прогнозу, падение мирового спроса на полиэтилен в машиностроении, строительстве, производстве бытовой техники и других товаров длительного пользования будет компенсировано ростом спроса на упаковку и потребительские товары. При этом пандемия ускорила замещение полиэтилена низкой плотности линейным продуктом.

Общемировой объем сектора, по мнению экспертов банка, совсем немного превысит уровень 2019 года и составит около 108,5 млн т. В перспективе из-за ожидаемого прироста мощностей в 2021–2024 годах на четверть к уровню 2019 года, давление профицита на глобальном рынке усилится. К докризисному уровню загрузки мощностей отрасль вернется не ранее 2027–2028 года, полагают в Газпромбанке.

Позитивно на перспективы развития своего рынка смотрят и переработчики полиэтилена. Директор департамента информационной политики и развития ООО Группа «ПОЛИПЛАСТИК» Петр Титов подчеркнул: «Компания успешно пережила 2020 год. Первая половина года запоминалась объемными поставками продукции на стройки, связанные с пандемией: комплектовали различные медучреждения, госпитали и больницы.

В II квартале строительные компании были дезорганизованы из-за ограничений. Но после их снятия участники рынка не только вернулись к нормальному режиму работы. Пришлось резко увеличивать темп и наверстывать упущенное время. Отложенный спрос II квартала пришелся на III и IV кварталы 2020 года. Поэтому сейчас производственные мощности группы загружены: строительные организации торопятся освоить денежные средства, так как это связано с выполнением федеральных программ национальных проектов, в которых срывы сроков недопустимы».

На сектор гибкой упаковки в течение 2020 года влияло сразу несколько факторов. Как пояснили в компании «Нео-Пак» (выпускает широкий спектр упаковочных материалов), с одной стороны, значимость упаковки как метода сохранения безопасности продукта выросла, вырос и спрос, с другой — турбулентность рынка, рост курса валют и цен на сырье привели к проблемам для небольших игроков.

«Мы оцениваем результаты компании как неплохие и смотрим в будущее со сдержанным оптимизмом», — отметил директор компании Александр Ладан. По его словам, в первую волну локдауна у компании ощутимо просел блок шопинг-пакетов на фоне закрытия всего офлайн-ретейла. Но резко пошли вверх заказы на курьерские пакеты, вырос спрос на упаковку для пищевой промышленности, строительных смесей, грунтов и кормов для животных. Сейчас ситуация более сбалансирована, хотя вторая волна еще не закончилась.

Полипропилен

Глобальный спрос на этот полимер в 2019 году достиг 75 млн т, эксперты Газпромбанка ожидают падение объемов выпуска на 1–2% на фоне сокращения спроса. Так, наибольшее ощутимое сокращение потребления ПП (на 27%) наблюдается в сегменте автокомпонентов. На 5–6% снизится потребление полипропилена в производстве волокон и товаров народного потребления. «Снижение компенсируется за счет увеличения спроса на полиэтилен в производстве пленки и упаковки для пищевой промышленности, для производства медицинских товаров», — отмечает Нина Адамова.

В России за январь — август производство полипропилена составило 1,2 млн т. В Vygon Consulting прогнозируют, что по итогам года выпуск достигнет уровня 1,8 млн т (рост на 30%). Объем экспорта вырастет в 3,2 раза, до 994 тыс. т.

При этом госпожа Адамова напоминает, что на 2020–2022 годы был намечен самый большой за всю историю ввод мощностей (на 21% к 2019 году) по полипропилену, но из-за кризиса он частично может быть отложен. «Тем не менее, — говорит эксперт, — уже в среднесрочной перспективе глобальный профицит на рынке полипропилена существенно возрастет».

Поливинилхлорид


Более существенное снижение (на 4%), по мнению экспертов, ждет мировой рынок поливинилхлорида (ПВХ, объем в 2019 году — 48 млн т). Падения среднегодового потребления не будет только в Китае и Южной Корее. «Но, — поясняет госпожа Адамова, — сейчас в отрасли наблюдается стремительное восстановление спроса, что отражается положительно и на ценах». В 2021–2022 году она ожидает рост потребления ПВХ в мировой строительной отрасли и сельском хозяйстве (шланги для орошения).

В России, где в 2019 году производство ПВХ превысило 1 млн т, в 2020 году объем производства и потребления снизится на 5–7% в среднем по году из-за спада в строительной отрасли, прогнозируют в Газпромбанке.

Расчеты Vygon Consulting также предполагают снижение производства суспензионного ПВХ на 3,3% в 2020 году. За первые восемь месяцев производство составило 615,2 тыс. т. Экспорт по итогам года может достигнуть 214,3 тыс. т, что на 6,4% выше прошлогоднего уровня.

Полистирол

Примерно на столько же (3–4%, до 26–27 млн т) снизится глобальный спрос на полистирол (ПС), что будет отражать рецессию в мировой строительной и автомобильной индустрии, сниженную покупательную способность населения, которая, впрочем, будет компенсироваться повышением потребления упаковки для интернет-торговли и продажи напитков навынос.

Однако в долгосрочной перспективе запреты на упаковку и одноразовые изделия из ПС в различных странах мира будут учащаться. В рамках китайской программы под угрозой может оказаться до 0,5 млн т. ПС (до 15%) китайского рынка. По мнению Нины Адамовой, удешевление полиолефинов будет способствовать замещению ПС в тех сегментах, где это возможно.

При этом в России (в 2019 году производство 550 тыс. т) по итогам года выпуск этого вида полимеров не снижается, несмотря на кризис. В условиях пандемии драйвером спроса остается упаковка (одноразовые контейнеры из вспененного полистирола, одноразовые стаканы). Выпуск полистирола общего назначения и ударопрочного ПС в январе — августе составил 265 тыс. т. В целом по году он может вырасти на 4,3%, до 397,4 тыс. т. Из них на экспорт может уйти 90,2 тыс. т (рост на 5,6%).

Нина Адамова отмечает, что российский рынок полистирола продолжает испытывать небольшой дефицит: в 2021–2023 годах рост производства будет ограничиваться объемом текущих мощностей. В таких условиях на цены российских производителей будут действовать два фактора: экспортная альтернатива (волатильность, относительно низкие цены из-за запретов и замещения), в противовесе — дефицит на локальном рынке, считает эксперт.

Полиэтилентерефталат

Рост спроса на полимерную упаковку в марте и апреле на 15–20% вызвал оживление на рынке полиэтилентерефталата (ПЭТ), и уже в мае российские производители сырья повысили цены. После этого многие компании-переработчики переключились на более доступное сырье из Китая, который после карантина нарастил объемы выпуска, в то время как российский рынок ПЭТ-гранул оказался перенасыщенным.

По оценке участников рынка, из-за вынужденной самоизоляции и дождливого мая продажи прохладительных напитков в ПЭТ-таре сократились более чем на 25% по сравнению с аналогичными показателями прошлого года, что снизило спрос и на сырье. На фоне этого в мае российские производители снизили цены, вернув себе покупателей. Летом потребление ПЭТ восстановилось с учетом роста спроса на прохладительные напитки.

По итогам 2020 года, по прогнозам BusinesStat, продажи полиэтилентерефталата в России сократятся из-за снижения реальных доходов населения, которое приведет к сокращению спроса на товары, производимые из ПЭТ. Аналогично негативно кризис сказывается на возможности строительства и ремонта и, соответственно, продаже стройматериалов, производимых из полиэтилентерефталата. В 2021–2024 годах ожидается восстановление продаж ПЭТ темпами 0,6–1,4% в год.

Рынок будет искать баланс

«В среднесрочной перспективе, — считает Нина Адамова, — рынок крупнотоннажных пластиков ожидает период профицита полиолефинов и олефинового сырья для их производства и производства ПВХ, учащения запретов на пластики, усиления конкуренции и взаимного замещения на рынке пластиков». По ее словам, профициту будут способствовать работа Китая по замещению импорта, развитие проектов Crude oil-to-chemicals.