Новости компании

Как упростить и наладить сбор вторсырья

Регулирование переработки и вторичного использования материалов – особенно актуальная тема для настоящего времени, если учесть низкий процент переработки и переполненность объектов захоронения отходов. Главная цель реформ – максимально вовлечь в оборот те ресурсы, полезные свойства которых не утрачены.

Какие есть способы и пути упростить систему сбора вторсырья у населения и юридических лиц?

Первый путь – это четкое определение правового режима отходов и вторичных материальных ресурсов (ВМР), их понятийное разграничение. Сейчас правовой режим вторичных ресурсов не определен. Понятия «сырье», «продукция», «ресурсы» раскрываются в ГОСТ Р 54098-2010. Но, как известно, ГОСТ не является нормативно-правовым актом, его требования применяются добровольно в силу Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» от 29.06.2015 № 162-ФЗ (ст. 26) и Федерального закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ст. 15). На рассмотрении в Госдуме в настоящее время находится законопроект (№ 74417-8), в котором данные понятия формулируются на уровне федерального законодательства. Он предусматривает определения понятий вторичных ресурсов, вторсырья, обеспечивает их раздельное накопление теми субъектами, в процессе деятельности которых они образуются, предусматривает ряд других правил.

С одной стороны, можно сказать, что уже сейчас делается шаг к упрощению системы, ведь создается правовая определенность – фиксируется режим операций с вторичными ресурсами и вторсырьем. С другой ‒ обсуждаемые нововведения порождают новые вопросы: ВМР обозначены как отдельный вид отходов, что вызывает путаницу и потенциально создаст почву для споров с контролирующими органами. С позиции юридической техники нет никакого смысла обособлять понятие ВМР, если относить их к отходам, потому как все нюансы правового регулирования оборота таких ресурсов вполне можно учесть просто в правовом регулировании через установление более детальных требований к обороту отходов разного класса опасности. Обособлять ВМР как неотходы есть смысл как раз для того, чтобы упростить их оборот. Чем меньше правовых требований, тем больше стимул проводить сделки с этим имуществом и вовлекать его в замкнутый цикл. Чем больше требований, тем меньше шансов, что участники рынка будут заходить в этот бизнес – получать лицензию, отчитываться по расширенной ответственности производителя (РОП), включаться в реестры, налаживать отношения с регоператором. Экономическая выгода с учетом административных барьеров не выглядит такой привлекательной.

Второй путь – налоговые методы стимулирования. В части налогообложения обсуждается отмена НДФЛ. Это безусловный стимул для передачи отходов на переработку. В этой плоскости ведомства работают уже несколько лет. В 2019 г. был отменен НДФЛ на макулатуру (п. 17.3 ст. 217 НК РФ). Сейчас НДФЛ уплачивается при продаже любых отходов, которые находятся в собственности более 3 лет (п. 17.1 ст. 217 НК РФ). Если менее, то граждане имеют право на налоговый вычет до 250 тыс. руб., при этом на доходы до этой суммы декларации не заполняются (с 01.01.2022, п. 1 ч. 2 ст. 220 НК РФ). Рассматриваются другие изменения в части НДФЛ: как полная отмена, так и введение пороговых значений, до которых НДФЛ не уплачивается (4 тыс. руб. для лома и отходов черных и цветных металлов). Помимо реформы НДФЛ, упрощает систему сбора и отмена НДС (инициатива обсуждается в ведомствах с прошлого года). НДС хотят снизить с действующих 20 % до 10 % для определенных видов вторсырья: металлолома, пластика, макулатуры, стекла и резиновой крошки. При этом, для разных участников рынка предполагаются разные преференции: НДС снижается до 10 % для переработчиков, в то же время данный налог планируется отменить полностью для тех, кто собирает, сортирует, перевозит и хранит отходы. Хотя отмена налогов открывает возможности для увеличения оборота вторичных ресурсов, передачи их на возмездной основе, она создает и ряд проблем, в частности, контроль за отчислением этих денежных средств потребителям. Как наладить систему полной цепочки передачи отходов от образователя сборщику, от сборщика утилизатору? Если говорить о системе в целом, то здесь есть множество проблем и, соответственно, мер, способствующих формированию такой системы. Во-первых, необходимо наладить учет всех субъектов РОП (пока обсуждается только реестр утилизаторов), а также самих отходов от использования товаров (ОИТ). Первое нужно для того, чтобы избежать ситуаций, когда сдать ОИТ на утилизацию некому, а второе – чтобы ОИТ не оказывались на полигонах захоронения в общей массе ТКО. Существуют проблемы как в том, так и в другом направлении. Многие компании не знают, что они обязаны осуществлять деятельность и вести учет в рамках РОП. А те участники рынка, в деятельности которых образуются небольшие объемы отходов, сталкиваются с трудностями в организации процесса передачи отхода утилизатору, так как последний не принимает небольшие партии. Кроме того, многие ОИТ сейчас проходят мимо системы РОП, оказываясь на полигонах захоронения отходов. Для того чтобы этого не было, необходимо организовать раздельный сбор. Законопроект о ВМР делает первый шаг в этом направлении, предусматривая обязанность юридических лиц осуществлять раздельный сбор отходов. Однако установить обязанность недостаточно. Одна из проблем – контроль за действительным количеством ОИТ, установить которое в настоящее время уполномоченные органы не всегда могут. В настоящее время действует постановление Правительства от 30.12.2015 № 1520 «О единой государственной информационной системе учета отходов от использования товаров». Это системообразующий документ, так как он определяет перечень существующих в настоящее время сервисов учета. Сейчас среди них значатся реестры производителей и импортеров, реестр операторов по обращению с отходами, реестр лицензий, сервисы для расчета экосбора и некоторые другие. Постановление также предписывает сопоставлять информацию из этих реестров. Но проблемы, которые мы обозначили выше, эти системы не решают – есть сложность определить все ОИТ и всех субъектов РОП, то есть нет достоверной информации об ОИТ, от которой считается норматив утилизации, и нет информации обо всех участниках. Пока есть реестр импортеров/производителей, обсуждается реестр утилизаторов, регистрация в котором добровольная. Цель этого реестра, создаваемого с лета прошлого года РЭО, – остановить подделку актов утилизации, подтверждать информацию о мощностях утилизаторов. РЭО планирует создать три реестра: утилизаторов, товаров и упаковки, производителей и импортеров. При этом уже при формировании реестра утилизаторов РЭО столкнулся с трудностями – из 4 тысяч компаний сведения сообщили 600 (данные на конец января 2022 г.*). Мы обозначили некоторые системные проблемы. Но есть и важные точечные, которые отчасти вызваны системными. Так, из-за того, что в цепочке передачи отходов нередко участвует сборщик, есть вопрос о законном способе подтверждения выполнения утилизации. Оптимальный вариант решения проблемы – нормативно предусмотреть, что подтверждением выполнения утилизации является не только акт, но и, например, договор со сборщиком, предусматривающий обязательства последнего утилизировать отходы. Если говорить о том, что делать самим отходообразователям сейчас, то необходимо предусматривать в договоре обязанность сборщика передать составленный утилизатором акт утилизации в отношении переданных сборщику отходов. Это решение не всегда просто исполнить, потому что нередко затруднена дальнейшая индивидуализация переданных сборщику отходов. Оно также является рискованным, потому что при неисполнении сборщиком этой обязанности отходообразователь будет вынужден выплатить экосбор. Сейчас выполнение нормативов утилизации подтверждается либо актом об утилизации, либо договором с РЭО/ассоциацией/регоператором. Договор с организацией-сборщиком выполнение обязательств по утилизации не подтверждает (ч. 9 ст. 24.2 Закона об отходах). Наиболее безопасный вариант решения – по возможности передавать отходы утилизаторам напрямую либо заключать соответствующий договор с РЭО, ассоциацией производителей и импортеров (например, РусПРО) или регоператором